Франчайзинг представляет собой некое соглашение между двумя организациями, когда одно из них использует торговую марку другой, исходя исключительно из коммерческих целей. Если говорит простыми словами, то франчайзинг – это продажа своей продукции и услуг на правах законной аренды другого бренда.
Ведение бизнеса в такой форме позволяет развиваться компании очень быстро, так как нет потребности продвигать марку – организация может преодолеть пятилетний рубеж своего становления практически на 80% быстрее. Обратите внимание, что многие компании, которые продвигаются за счет своих сил закрываются буквально через несколько лет.
Система франчайзинга выглядит выигрышной и выгодной, потому что компания может сотрудничать с крупным и опытным партнером, который с легкостью координирует все действия, соблюдение поставленных норм для эффективной поддержки бренда и его репутации. Но все же и эта форма организации бизнеса имеет свои недочеты и преимущества.
Принципы сотрудничества
Франчайзинговая компания разрабатывает договор, в который входит пункт о выплате паушального взноса. Такая оплата позволит организации использовать приобретенную франшизу. Принятый размер оплаты каждый месяц составляет 8% от оборота.
Принципы работы по франчайзингу:
- Франчайзер выступает владельцем бренда.
- Франчайзер обладает проверенной и надежной бизнес-идеей.
- Франчайзи способно руководить в направлении независимого предпринимателя: прямой заработок в этом случае – прибыль от основной деятельности.
- Франчайзи выступает владельцем всего имущества, которое на данный момент находится в точке продажи продукции или оказания услуг.
- Происходит передача принципов, которые помогут вести прибыльный бизнес и вводить интересные изменения.
- Один раз в самом начале сотрудничества франчайзи оплачивает цену франшизы, осуществляет разные начисления в пользу нововведений. Можно в любой момент согласовать введение ноу-хау, которое заинтересует основателя торговой марки.
- Франчайзи запрещается в самостоятельном режиме определить стоимость товаров или услуг на своей точке.
- Франчайзер определяет определенные рамки и ограничения, которые влияют на дальнейшую самостоятельность в плане формирования удачного ассортимента у франчайзи.
- Все принципы и нюансы сотрудничества регулируются с помощью специального франчайзингового договора. Также есть специальное пособие, в которое собирается полная и подробная инструкция ведения бизнеса.
Виды
Википедия представляет франчайзинг в нескольких видах:
- Понятие франшиза продукта – торговля разными товарами, предоставление сервисных услуг с применением бренда, маркетинг в интернете.
- Франшиза производственная – компания, которая уже купила права, совершенно самостоятельно производит товары в соответствии с поставленными нормами и правилами качества.
- Франшиза серверная – помогает предоставлять услуги от имени компании. Учитывают подходы, специфику всей работы, контролируют деятельность и решения франчайзи.
- Франшиза делового вида подразумевает заключение специального договора о полной целостности ведения дела по поставленным стандартам и правилам. Основы франчайзинга позволяют принимать и такое решение.
Абсолютно каждая из форм франшизы предполагает повышенный и максимально строгий контроль организации, которая предоставила бренд, за фирмой его использующей. В договоре соблюдается и сохраняется стилистика марки, нормы основного и дополнительного производства, продажи, поставки и даже норма контроля качества.
Достоинства и недостатки
Основные плюсы франчайзинга:
- Торговый бренд постоянно узнается.
- Бизнес активно и максимально оперативно развивается.
- Повышается уровень доверия со стороны нового потребителя.
- Быстрое включение в основы ведения бизнеса.
- Быстрая обучаемость персонала.
Достаточно часто франчейзер помогает обучить и обеспечить специализированными курсами всех своих франчайзи, чтобы бизнес начал развиваться быстро и эффективно. Перед приобретением самой франшизы компании надо выучить и проверить на практике разные навыки.
Опыт совершенно разных стран показывает на то, что организация, которая предоставила бренд, не просто разрабатывает комплекс курсов, но и заметно осуществляет разную поддержку и профессиональные консультации, которые значительно помогают избежать возникающих проблем.
Все преимущества можно отнести и к рекламной деятельности, потому что тут будут усилия и растраты значительно меньше, чем в случае открытия нового бизнеса с нуля. Компания, предоставляющая франшизу, может выступать и в качестве партнера, помогая с площадками для яркой рекламы.
Надо заметить, что современный специализированный рынок, в который вошла организация, четко разделяется географическим методом между разными франчайзи.
Все минусы франчайзинга:
- Слишком высокая стоимость предоставленной франшизы.
- Жесткие требования и рамки по ведению бизнеса.
- Условия договора не всегда приятны и выгодны.
- Система ограничивает сферы развития.
- Выбор материалов и продуктов для производства ограничен.
- Когда меняется франчайзер, франчайзи может в итоге получить пункты договора, которые не отличаются нужной и желаемой выгодой.